[✍] Терменвокс, 20-е годы: время мечтателей [1]

[✍] Терменвокс, 20-е годы: время мечтателей [1]

Пока я жду, что ко мне из Америки приедет Moog Etherwave, и после недавнего концерта в «Крокус-Экспо» есть время отдохнуть, захотелось мне написать немного об истории терменвокса. Мне попалась рекламная брошюра RCA Victor — эта американская компания выпускала терменвоксы с 20-х годов XX века.

Абсолютно новый уникальный музыкальный инструмент, на котором может играть каждый.

Так сказано на титульном листе.

Рекламщики RCA, видимо, были слишком оптимистичны. Или, как тогда это называлось, «мечтатели». И я не знаю, насколько к этому был причастен сам Лев Термен. Он-то точно был мечтателем — в хорошем смысле слова.

По сути, в брошюре напрямую утверждалось, что на этом инструменте сможет играть любая домохозяйка — например, чтобы развлечь гостей приятной музыкой между делом… Радио и тем более телевидение тогда еще не вошли абсолютно в каждый дом, а вот терменвокс, как полагала компания RCA, вполне мог это сделать и заменить собой граммофон как средство развлечения и пианино как инструмент для домашнего музицирования.

На самом деле первые модели (собственно, все модели, которые выпускались вплоть до 1960-х годов) были малопригодны для освоения неподготовленным человеком. Сам метод игры — бесконтактный, и это делало подбор мелодии на слух непростым занятием. А ориентироваться приходилось только на слух — ноты на терменвоксе нужно находить в воздухе.

К тому же строй инструмента постоянно плыл. Ведь это были ламповые модели: нагреется лампа, и строй поехал. По этой причине концертирующие терменвоксисты старались свой инструмент включать как минимум за полчаса до концерта, чтобы он прогрелся и «плыл» более предсказуемо (если это можно назвать предсказуемостью). Но это еще не все. Случись перепад напряжения в сети — тот же эффект, строй съехал. Кто-то прошел мимо — опять строй сдвинулся.

Воздушный гриф был абсолютно не равномерен — длина каждой октавы была разной. Вот и попробуй на этом сыграй в условиях, когда прыгает напряжение в сети, греется лампа, кто-то ходит мимо.

Так что домохозяйки, несмотря на прогнозы RCA, терменвокс не освоили. Хотя инструмент всегда привлекал внимание народное.

Понятно, что утверждение, что эту штуку может освоить каждый, было просто тонким пиар-ходом. Хотя, может, время было такое? Что-то есть тут общее с футуристическими утопиями Ивана Ефремова… В «Туманности Андромеды», помнится, был солнечный рояль с тройной клавиатурой (а также некий аналог современному сервису music on demand), и в какой-то момент Дар Ветер (не путать с Дартом Вейдером), желая послушать в переложении для этого рояля симфонию «тринадцатую космическую фа минор синий», обращается к оператору секции электроплавки (sic!) — это была «застенчивая и молчаливая женщина» — чтобы она ему сыграла.

Да, возможно, это просто было такое время…

Update 2009: Тема получила продолжение в моей статье «Терменвокс: прошлое, настоящее и будущее», опубликованной в журнале «Радио» (№ 1, 2009 год).

Эта статья также доступна на другом языке: Английский

Оставить отзыв