Елена Степанова (интервью, часть 3)

Елена Степанова (интервью, часть 3)

После разговора о «Рунологии» и «Эфемеридах» мы с Еленой обсуждаем ее текущие проекты и творческий процесс, а также социальные сети и понятие «независимый музыкант».

Ti Sci Tang: Твоя музыка — продукт ментальной деятельности или эмоций?

Елена Степанова: Это продукт интуиции и экспериментов. Интуитивных экспериментов со звуком. И еще это результат различных впечатлений — точнее, того, как они переработались у меня в голове. Мне нравится экспериментировать, изучать новое. В процессе часто рождается что-то интересное, и если я успеваю это записать, то это удача. Когда я слушаю свои экспериментальные треки, мне часто представляется, что это нечто вроде записи биоритмов моего мозга…

T.S.T.: Энцефалограмма, что ли? :-)

Е.С.: Ну, может, и так… Звуковая энцефалограмма. Мне, например, очень комфортно слушать “Dream 17” — знаешь, мне порой удивительно, что мало кто из моих друзей может выдержать этот трек до конца… :-)

T.S.T.: Вот почему я и говорю, что все же это продукт ментальной деятельности, а не эмоций.

Е.С.: Результат ментальной деятельности, да, но не результат логики. Когда я пишу музыку, работает в основном правое полушарие — оно отвечает за мистику, мечты, воображение, метафоры. И я все это записываю. А вот придумать названия для треков, над которыми идет работа, бывает трудно, и я их давно уже стала называть просто «paysages sonores» плюс порядковый номер. Я имею в виду рабочие названия треков. Финальное название появляется примерно тогда, когда готов финальный микс. Иногда чуть раньше.

T.S.T.: Над чем ты сейчас работаешь?

Е.С.: Мне прежде всего нужно закончить «Amber Sketches». Это музыкальные зарисовки на тему «Хроник Амбера» — мои впечатления от того мира, который изобразил в своих книгах Роджер Желязны. В некоторых треках принимают участие другие музыканты. Мы работаем с использованием онлайн-ресурсов для музыкального сотрудничества, в том числе моего сервера www.1000tracks.net. Я люблю работать с другими музыкантами, потому что вариться в собственных идеях — не всегда продуктивно.

T.S.T.: Я обратил внимание на то, что ты не стесняешься выкладывать на свой сайт рабочие версии треков для будущего альбома.

Е.С.: Со временем эти миксы будут заменены на финальные. Это нормальный рабочий процесс. Я чувствую себя вполне комфортно, работая в онлайн-режиме, и могу время от времени выкладывать на всеобщее обозрение треки, которые не вполне готовы — скажем, пробные, «прикидочные» миксы. Что интересно, это дает мне дополнительную творческую свободу, а заодно и более четкое осознание того, что нужно изменить.

T.S.T.: А не страшно, что у кого-то создастся ложное впечатление о будущем альбоме?

Е.С.: Мне нравится высказывание, которое мне недавно попалось на глаза: «Чтобы творить, нужно избавиться от страха совершать ошибки». Это к вопросу о том, кто что может подумать о том, что я делаю. По-моему, нет смысла пытаться предугадать и тем более повлиять на мнение, которое складывается у кого-то.

T.S.T.: Как ты реагируешь на критику?

Е.С.: Бывает конструктивная критика, и это хорошо. Я извлекаю из нее пользу. У меня бывали случаи, когда с критикой я была абсолютно не согласна, однако в результате мне становилось понятно, что именно нужно сделать с данным треком. Я начинала переделывать и делала совершенно не так, как мне советовали. В результате получалось гораздо лучше, чем было в исходной версии. В принципе, я ценю чужое мнение о своей работе, но оно не является для меня истиной в последней инстанции.

T.S.T.: А как насчет лайков?

Е.С.: Аналогично. Мне не раз доводилось удалять треки, которые получили много лайков. Я их удаляла потому, что спустя какое-то время мне становилось совершенно ясно, что мне данный трек или клип не нравится. А раз он не нравится мне, то зачем его оставлять?

T.S.T.: Но ведь весь мир гоняется за лайками. Музыканты так любят аплодисменты, обожают, когда их хвалят, и все такое прочее.

Е.С.: Что касается лайков, так это вообще виртуальные аплодисменты, а многие люди думают, что это все серьезно и происходит на самом деле. В известном смысле необходимо отключиться от Матрицы… Соцсети отлично приспособлены для раскрутки эго, чувства собственной важности. Раскрутки в обоих смыслах, потому что ситуация, когда тобой управляет эго — это не только когда ты считаешь себя пупом земли, но и тогда, когда думаешь, что ты полный неудачник.

T.S.T.: Ты считаешь, что у тебя как у независимого музыканта имеются особые возможности?

Е.С.: Независимость — штука интересная. По идее, ты сам себе хозяин, сам издаешь свою музыку, не завися ни от какого лейбла. Сам занимаешься раскруткой. Это так и позиционируется: у независимого музыканта масса возможностей, и их стало еще больше с тех пор, как появились соцсети. И музыканты верят в это и возлагают на соцсети большие надежды, потому что там потенциальная аудитория… Однако она во многом виртуальная. Просто потому, что соцсети — вещь виртуальная. И дружба там виртуальная, и все остальное.

T.S.T.: Но люди-то — настоящие?

Е.С.: Люди-то — да, но сама среда… Она очень искусственная. Если ее принимаешь и начинаешь в ней существовать, вживаешься в нее, с тобой со временем происходит что-то странное. Ну, разумеется, в случае с каждым конкретным музыкантом или проектом это может как-то отличаться. Те музыканты, кто много выступает, возможно, извлекают пользу из общения со своими поклонниками в соцсетях. Но я знаю одно: если я буду тратить много сил на самораскрутку в соцсетях, если я начну подсчитывать лайки, то я вообще перестану писать музыку. Проверено на практике еще в те времена, когда мои проекты были на mp3.com.

Эта статья также доступна на другом языке: Английский

Оставить отзыв